>>> назад | на главную

 

Неделя о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Покаяния отверзни мне двери Жизнодавче» — так прозвучали сейчас умилительные Церковные песнопения. Сколько раз каждый из нас на протяжении своей жизни слышал эти призывы Церкви, сколько раз вздрагивало сердце от этих песнопений? И сегодняшнее Евангельское чтение объясняет нам, с чего же начинать Покаяние и как к нему подходить? Что это за состояние нашего Духа во время духовной весны.

Два человека пришли в Церковь помолиться. Их ничто, наверное, не разделяло, когда бы ни были они разного положения в обществе. Один был фарисей — человек состоятельный, заслуженный. Другой тоже был не беден, но занимался ремеслом, не почитаемым в обществе, был сборщиком податей. Каждый из них был грешником. Они пришли в храм, чтобы открыть свое сердце пред всеведением Божиим. Первый, считающий себя исполнителем Закона и всех предписаний Моисеевых, проходит и начинает свою молитву: «Боже, благодарю Тебя, что я такой состоятельный и уважаемый, я все делаю, как Ты мне велел. Я даю десятую часть доходов в храм. Я соблюдаю среду и пятницу, пощусь. Я и другие предписания старцев и Закона нашего соблюдаю. Я вообще, не такой как другие люди. Не то, что вон тот, стоит у дверей, мытарь, который собирает подать на оккупационные войска римлян». Вот его молитва. Бог слышит ее. Другой, мытарь, знает, что презираем в еврейском обществе, он часто берет больше чем нужно, притесняет людей, нет у него времени ни среду, ни пятницу соблюдать, ни другие постановления церковные исполнять. Но он это знает, и только говорит: «Боже, будь милостив ко мне грешнику». Такая простая, такая бесхитростная и такая сильная молитва. Если бы каждый из нас, вставая утром с постели, или ложась вечером спать, мог сказать: «Будь милостив ко мне грешнику, Господи». Но как сказать и что вложить в эти слова? Вот это самое главное.

Корень всех зол это наша гордость, наша самодостаточность потому, что мы считаем себя лучше других. «Да, может быть я и плох, но не такой как он или она. Ведь есть же и похлеще меня. Другие вон что делают, где мне до них. Я еще цветочки! А они ягодки!» И вот это кивание в сторону другого, является пагубным для нас. Бог дал жизнь грешнику самому отчаянному, самому беспредельному.  Бог и спросит. Это ни значит, что не нужно плохое называть плохим. Не нужно сравнивать его и себя. Ты не образец, не эталон праведности. Это фарисей всех сравнивал с собой, поэтому он ушел менее оправдан, чем тот  беззаконный мытарь. И каждому из нас Церковь говорит: «Дай, Господи, мытарево смирение и сохрани от безумных глагол  фарисея», «Не судите, да не судимы будете». Это не значит, что нельзя указать другому на безобразия. Нужно сказать. Но сказать как? Благожелательное осуждение, оно нужное, оно спасительное: «Что ж ты жадничаешь? Что ж ты не ходишь в храм Божий? — Это не значит, что если я хожу, значит и ты должен. Просто то, что я имею, та радость, которая меня наполняет в церкви, была бы и твоим достоянием». Здесь мы не со злобой, а с благожелательностью подхожу к чужому недостатку.

Дай Бог, чтобы сегодняшнее предание о двух прихожанах, пришедших в храм, один — с хвальбою, другой — с сокрушением сердца, нам, готовящимся стать перед Судом Божиим во время Великого поста, послужило бы уроком. Аминь.

 

 

Редактор: Мусорина Е.

Оформление: Мусорина Ю.

дизайн Мусорина Ю. 2009

e_mail: prvtaganka@mail.ru



Сайт управляется системой uCoz