О
святых
Московских
Митрополитах
Петре и
Алексее,
ГПИБ
А.
Майков Санкт-Петербург 1869 год
Кто
бывал в Москве, тот уж конечно первым делом считал пойти в
Московский Кремль, поклониться в соборах Успенском и Архангельском
на гробах прежних великих князей и царей русских, и приложиться к
мощам Святых Чудотворцев Московских митрополитов Петра, Алексия,
Ионы и Филиппа.
Объезжая
свою
паству, Св.
Петр часто
заезжал в
Москву к
князю
Ивану
Даниловичу.
Полюбился
ему этот
князь.
В
маленьком
городке в
бедном
теремку,
над
Москвою
рекою
частенько,
долго и по
душе
беседовали
князь со
святителем
о
несчастных
делах
русской
земли, как
все-то
князья
ссорятся
друг с
другом,
никого не
слушаются;
татары
вмешиваются
в ссоры их и
идет
повсеместная
война и
разорение.
Митрополит
говорил
князю
Ивану
Даниловичу:
«Всех
переведал
я князей и
всех их
знаю; есть
между ними
и доброго
нрава, да
горячи и
легкомысленны;
вдаль не
смотря, а
только
думают как
бы нынче
прошло
хорошо;
думают о
себе, а не о
народе, не о
всей Руси. И
от
разделения
их , вся то
Русь
пополам
распалась;
одна часть
под Литву
подпала,
другая под
татар. А
князьям и
горя мало:
от
татарских
насилий
страдают, и
воздыхают,
а о том не
думают, как
бы дело
повести
так, что бы
хоть со
временем,
детям и
внукам,
совсем от
татар
избавиться.
Изо
всех
князей
только ты,
Иван
Данилович,
нрава
твердого и
ума
великого.
Принимайся
с Богом за
собирание
земли под
одну руку
твою. Ты
бережлив
казны у
тебя много,
и так тебя
прозвали «калита»,
полный
мешок.
Скупай от
князей
села и
города; им
деньги
нужны, за
даром
волости
продают. И
устройся
так, что бы
народу у
тебя было
жить
хорошо, и
народ ото
всюду к
тебе
потянет. А я
в Москве
поселюсь и
в ней свой
престол
митрополичий
поставлю, и
буду
помогать
тебе
советом и
делом, и
молитвами
моими
перед
Господом и
Пресвятою
Богородицей.
Ещё,
когда на
родине
моей, в
земле
Галицкой,
удалился я
в пустыню, и
потом
помог мне
Господь
устроить
там
монастырь,
и объезжал
паству
Митрополит
Максим, и в
нашу землю
приехал,
вышли мы,
иноки, от
него
благословиться;
и поднес я
владыке,
моей рукою
нарисованную
икону
Успение
Божьей
Матери; а
написал я
эту икону
так, как она
мне
явилась в
сонном
видении. И
принял её
Митрополит
и
облобызал
и потом
украсил её
золотом и
каменьями
и всегда
хранил в
келии
своей. По
кончине
его
выбрали
меня,
недостойного,
митрополитом
всея Руси. И
поехал я к
Патриарху
в Царьград
на
ставление.
Оказалось,
что в то же
время
попустил
Господь,
игумен
Геронтий,
взял от
того
покойного
владыки
утварь
святительскую
и жезл и
икону
Успения, и
отправился
тоже в
Царьград к
Патриарху,
думая
обмануть
его и
получить
митрополию
всея Руси.
Значит
сами того
не зная, на
разных
кораблях
плыли мы к
Царьграду.
Мне был
ветер
попутный и
плаванье
тихое; я
приехал и
был
посвящен в
сан
митрополичий
Патриархом,
как вдруг
приезжает
и Геронтий,
и как вошел
к
Патриарху
так и пал
ему в ноги, и
начал
каяться и
просить
прощения. И
рассказал,
что как
плыл он по
морю, и
постигла
его
жестокая
буря, все
думали, что
уж
погибнут. И
впал он
Геронтий
якобы в
забытье,
явилась
ему Божья
Матерь и
сказала: «напрасно
трудишься,
сан
святительский
достанется
не тебе».
И
устрашился
он и
положил,
если Бог
его
помилует,
жизнь
оставит, то
как
приедет в
Царьград,
во всем
покается
Патриарху.
И Господь
помиловал
и вот он
принес, и
похищенную
им утварь
святительскую,
и жезл, и
икону, да
примет их
тот, кому
они
принадлежат
по праву. И
все мы
дивились
неизреченному
чуду;
Патриарх
простил
Геронтия,
видя слезы
его, и все мы
купно
прославили
Господа и
молили, да
не
оскудевает
промысел
его над
нами. Так
икона моя
опять
перешла ко
мне, и её то
хочу
поставить
у тебя в
Москве; да
примет
Царица
Небесная
под святой
покров
свой, твои
благие
начинания;
ты же
построй во
имя Её, во
имя
Успения
Пресвятой
Богородицы,
соборный
храм, и
пророчу
тебе, если
ты меня во
всём
послушаешься,
то и сам
прославишься
с родом
твоим
больше
других
князей, и
город твой
прославится
над всеми
русскими
городами;
святители
после меня
будут жить
в нем; руки
его
взыйдут на
плечи
врагов его,
и Бог
прославится
в нем».
Так
беседовал
святитель
с князем, и
послушался
его князь
Иван
Данилович.
И стал
скупать он,
как можно
больше
земель от
соседних
князей;
иные, может
быть, и
знали его
тайную
думу, об
освобождении
от татар, и
сами,
умирая,
отказывали
ему свои
владения.
От этого
при нем и
при
сыновьях
его,
Московское
княжество
заняло все
земли
между Окой,
Белым
Озером и
Сухоной,
все
нынешние
губернии
Московскую,
Ярославскую,
Костромскую,
и части
Новгородской
и
Нижегородской;
а средняя
Волга, от
Углича до
впадения в
неё реки
Ветлуги,
вся
протекала
уже по
Московским
землям. По
Волге же, да
по Оке, шла с
давних
времен вся
судовая
торговля
России из-за
Новгорода,
от
Балтийского
моря в Азию
и обратно.
Иван
Данилович
устроил в Мологе
большую
ярмарку; а
как всю
землю свою
он
постарался
очистить
от
разбойников
и по рекам
учинил
стражу,
чтоб не
грабили
товаров
там
проходивших,
и везде
устроил
правильный
суд, а дела
свои с
татарами
вел так, что
они не
показывались
в его
владениях,
и была в
России при
нем «тишина
великая», –
то в земли
его
приходить
стало
много
народу из
других
княжеств; и
народ стал
богатеть
от
промыслов
и торговли;
а сам
Московский
князь
сделался
через то
ещё богаче
и сильней
других
князей, и
начали
переезжать
к нему от
других
князей
самые
знатные и
умные
бояре и
делались
ему
помощниками,
и вместе с
ним стали
думать
тайную
думу, как
избавиться
от Орды. И
умер Иван
Данилович
Калита, а
дума его не
умерла при
сыне его
Симеоне
Гордом и
пред
смертью
передавая
престол
свой брату
Ивану
Ивановичу,
отцу
Дмитрия
Донского,
писал ему в
своем
завещании: «слушайся
старых
бояр, они
отцу
нашему и
нам добра
всегда
хотели,
слушайся
за тем, чтоб
и свеча не
погасла».
А
что
разумел он
под этой
притчей,
чтобы
свеча не
погасла? А
свеча тут
значит то
дело, что
задумал
Иван
Данилович
с
митрополитом
Петром, и
думу свою
вложил в
сердце
своим
боярам, то
есть
освобождение
от татар.
«Не
погасла
свеча» ни
при двоих
сыновьях
Ивана
Даниловича
один за
другим
княживших
в Москве, ни
даже при
малолетнем
его
Дмитрии.
Дмитрий
после отца
остался
младенцем;
но именем
его
управляли
Русью
бояре
Московские
и главное
Св.
Митрополит
Алексей.
Они
занимались
делами и в
Орду
ездили, но
был тогда
ещё святый
муж,
который
удалясь от
мира сего, в
глубине
леса
дремучего
в тяжких
веригах,
перед
Господом
подвизался,
да
благословит
Бог святое
дело в
Москве
затеянное ,
и строгою
жизнью
своею
подавал
христианам
пример.
Он
мирил
враждующих,
одерживал
строптивых,
и можно сказать,
сиял
мудростью
и
святостью
на всю Русь,
живил её
своим
духом и
обнимал её
всю своим
умом.
Никогда в
Русской
земле, не
проявлялось
столько
благочестия;
никогда не
прежде не
после, не
построилось
столько
монастырей,
как в это
время – от
Петра
Митрополита
и при
Алексее.
Русь
словно
постом и
молитвою
готовилась
к чему-то
великому.
Митрополит
Алексей
питал
великую
дружбу к
Сергию, и
сам при
жизни
своей, был
прославлен
многими
чудесами,
из которых
самое
великое
было,
излечение
три года
болевшей
глазами
ханской
жены
Тайдулы.
Сам
хан писал к
Московскому
Князю: «слышал
я, что у вас в
Москве
есть такой
служитель
Божий,
который о
чем Бога не
попросит,
Бог всё
дает ему.
Отпусти
его ко мне, и
если он
исцелит
любимую
жену мою, то
будет у
меня с вами
мир, а если
не
отпустишь
приду
войною…»
Смутился
Св. Алексей.
«Дело это
превыше
сил моих», –
говорил он,
но
помолился
Богу и
отправился
в Орду.
Тайдула
ожидала
его с
нетерпением,
и раз, когда
Св. Алексей
уже
двинулся в
путь,
видела она
во сне
приближающегося
к ней
какого-то
мужа,
одетого в
такие
одежды в
какие
одевались
русские
священники,
только
великолепней.
Она
запомнила
эти одежды
и велела
такие
изготовить.
Приехал
Алексей и
стал
посещать
болящую, и
лечить её,
горячо
молился
Богу и
кропил
болящую
святой
водою. Бог
не оставил
его
молитвы и
жена
ханова
прозрела.
Святитель
прославил
чудо
Господне. И
Тайдула в
благодарность
подарила
ему
изготовленные
ею ризы и
перстень, и
место,
принадлежащее
ей в Москве,
на котором
потом
Алексей
построил
обитель в
честь
Архангела
Михаила.
Эти
то Святые
Мужи с
боярами
московскими
и
наставляли
юного
Дмитрия,
как
управлять
ему
государством,
и были ему
верными
помощниками,
когда он
пришел уже
в возраст. |
Редактор: Мусорина Е. Оформление: Мусорина Ю. дизайн Мусорина Ю. 2009 e_mail: prvtaganka@mail.ru |