>>> на главную |

 

Международный благотворительный фонд исторического наследия

«Православная Таганка»

 

ДОКЛАД

 

Тема: История Московского Иоанно-Предтеченского

женского монастыря в архивных документах.

 

Выполнили: Руководитель МБФИН «Православная Таганка» Мусорина Е. А.,

инокиня Иоанно-Предтеченского женского монастыря Илария (Харченко).

 

Москва 2012

 

История Московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря в архивных документах.

 

Работа издательской группы историков-исследователей «Православная Таганка» и Иоанно-Предтеченского монастыря в архивах г. Москвы и С-Петербурга по собиранию и изучению документов по истории монастыря является продолжением работы, начатой под руководством профессора Андрея Леонидовича Баталова. Исследовательская работа продолжается в течение последних семи лет. Эффективность работы, прежде всего, обусловлена пониманием и отзывчивостью, исходящими от руководства архивов г. Москвы, в особенности директора Центрального исторического архива г. Москвы Болдиной Елены Григорьевны и Центрального архива научно-технической документации Клещовой Нелли Борисовны.

В результате работы Иоанно-Предтеченский монастырь, совместно с МБФИН «Православная Таганка» регулярно выпускает хорошо иллюстрированные издания по истории монастыря, и в настоящий момент идет работа по продолжению этой деятельности. По результатам архивных исследований монастырь открыл в своих стенах музей истории обители.

 

По данным современных исследователей (в частности по исследованиям архитектора, историка, доктора искусствоведения Андрея Леонидовича Баталова, в книге «Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек», вышедшей в 2006 году под его редакцией) первоначально монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи возник в Заречье (Замоскворечье). Это был мужской монастырь и существовал с начала XV века, на другом берегу Москвы-реки, вблизи Кремля в районе современной Пятницкой улицы. Эта местность издревле являлась великокняжеской вотчиной и упоминается в документах времен Дмитрия Донского.

 

Рис. 1. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Черниговском переулке, в Замоскворечье. Фото XIX века.

 

В ведомости о монастыре, в разделе о времени учреждения обители говорится, что «…основание его одними приписывается великому князю Иоанну III, другими великой княгине Елене Глинской, матери Иоанна Грозного, третьими самому Грозному т.к. он родился в 1530 году 25 августа и праздновал свое тезоименитство 29 августа, в день Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. Монастырь с самого начала основан в честь сего Святого». ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 245.

В 1530 году, после рождения у Василия III долгожданного наследника, будущего царя Иоанна Васильевича, обитель перевели на Кулишки, где сохранив старое посвящение, она стала женской. Памятники архитектуры Москвы: Замоскворечье. М. 1994. С. 240.

В деле ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 263. собраны выписки по древней истории Ивановского монастыря из разных источников. Выписки сделаны в конце XIX века, и содержат множество интересных сведений о древней истории обители. В одной из записей, содержащихся в деле говорится, что Иоанно-Предтеченская церковь в Замоскворечье при царе Иоанне Грозном по соборному приговору 1551 года обращена в собор, и стала одним из семи главных соборов в Москве; тогда учреждено было семь соборов, один из них назывался собор Ивановской за Болотом (Акты археологической экспедиции т. №232).

В том же деле ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 263. сообщается, что определением собора 1581 года при царе Иване Грозном положено на жительство монастырям насельникам содержаться ругою от царя.

Там же есть свидетельства о монастыре во времена Смуты. В 1611 году, когда Москва подверглась разграблениям поляков, монастыри тоже были разграблены. Сообщается, что Ивановский монастырь также был опустошен от огня во время 2-дневного пожара и расхищен поляками: «Божии церкви литовцы (поляки) осквернили и чудотворные мощи поругали и во многих церквах лошадей поставили» (Ист. Г.Р. т. XII, примеч. 732).

Упоминается также, что в 1612 году «князья Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский поставили пушки у девичьего монастыря и у церкви Всех святых на Кулишках и били по Китаю городу». (Акты археологической экспедиции т.2 №214).

Там же содержится запись: «Лета 7148 года Октября в 6 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея русии указу на память казначею Павлу Ивановичу Волынскому … велети зделать новые на гроб старицы Марфы Юродивой, которая положена в Ивановском девичьем монастыре покров сукно аглинское черное крест камчат…, а зделав покров прежний прислать в Царицыну мастерскую палату».

Судя по многочисленным выходам царей на богомолье в Ивановский монастырь, он продолжал и позднее сохранять свой высокий статус.

 

Рис. 2. Шествие Царя и Патриарха (на осляти) в Вербное воскресение. Гравюра XIX века.

 

Времена царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича были особенно благоприятными для монастыря. Цари нередко посещали монастырь, особенно в дни сырной и светлой седмиц. Начинали свое богомолье от Ивановского монастыря. Так в 1665 году Государь посещал Ивановский, Спас на Новом, Симонов, Андроньев монастыри. 1678 года апреля 25 дня Феодор Алексеевич ходил в монастыри в Ивановский, Андроньев, Покровский, что на убогих домах, Спасский, что на Новом.

В 1666 году у царя Алексея Михайловича родился сын Иоанн Алексеевич. «Лета 7175 месяца августа в 29 день на праздник Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, благородного царевича Иоанна Алексеевича в день рождения, на малая вечери был Святейший Иоасаф Патриарх в монастыре Иоанновском на Кулишках, и после молебна … у всенощного был. А у литоргии были Вселенский Патриарх Паисий Патриарх Александрийский и Макарий Патриарх Антиохийский, прибывшие в Москву 2 ноября 7175 г., и служили Божественную литургию все трое, у обедни был Государь Царь сам, Евангелие чли Анастасий архидьякон, да Феодор протодиакон, ко всем святейшим Патриархам было государево жалованье, присылка с столом». (Дополнение к актам историческим Археологической комиссии. Т 5. СПб. 1853. №26. С. 112).

В 1668 году в монастыре Иоанна Предтечи жаловал царь пирогами бояр и думных людей.

И еще множество более поздних свидетельств особенного расположения к Ивановскому женскому монастырю на Кулишках со стороны царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и Иоанна и Петра Алексеевичей делавших богатые вклады в монастырь в виде икон, «годовых милостыней, молебных и панихидных денег», съестных припасов, «государева жалованья в Ивановский монастырь трем попам, дьякону, дьячку и пономарю годового сукна»; возобновлялись по указам великих государей стенное письмо и иконы в соборной монастырской церкви Иоанна Предтечи.

Правда, к 1705 году царь Петр Первый велел уменьшить вдвое дачу монахам, сокращались монастырские вотчины, особенно в период тяжкой войны со Швецией.

В XVIII веке наблюдается упадок благосостояния монастыря. Причинами их историки называют недостаток собственных доходов и многочисленные московские пожары.

В конце XVIII века монастырям вновь были отведены угодья не далее, чем в 10 верст от них, не менее 6 десятин сенокосной и пахотной земли, дано по мельнице и пруду для рыбной ловли. В 1801 году Февраля 9 дня Московская Казенная Палата сообщила Духовной Консистории, что «к Ивановскому монастырю во всегдашнее владение отведена мельница, состоящая в Дмитровском уезде в деревне Свистухе на речке Яхроме, а также земли Звенигородского у., при экономическом селе Кувякине в садах и огородах 2 десятины 1200 саж».

 

Рис. 3. Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1745-1810), в миру – принцесса Августа Тараканова. Неизвестный художник.

 

История Ивановского монастыря конца XVIII – начала XIX веков ознаменована пребыванием в монастыре инокини Досифеи, в миру княжны Августы Таракановой, родной дочери императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским. Она была отправлена под надзор в монастырь, как особа, присутствие которой было нежелательно в миру для власть предержащих.

 

Рис. 4. Собор Ивановского монастыря под Бором на Кулишках. Рисунок А. А. Мартынова, конца XVIII века.

 

Об облике первого каменного собора Ивановского монастыря на Кулишках мы можем судить по рисунку А. А. Мартынова, изобразившего собор с южной стороны. Это был бесстолпный одноглавый храм с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами. Три притвора с запада, юга и севера придавали храму крестообразность. Стены основного объема храма и притворов завершались фронтонами. Снегирев И. М. Ивановский монастырь в Москве. М. 1864. С. 5-8.

 

Рис. 5. План Ивановского монастыря конца XVIII века. РГВИА. Ф. 418. Оп. 1. Д. 418.

 

 Ивановский монастырь был связан с многими выдающимися событиями в истории Москвы и России. На протяжении своего существования эта обитель являлась главным московским центром почитания памяти Иоанна Крестителя, это был патрональный монастырь для русских царей с именем Иван – Ивана Грозного и брата Петра I Ивана Алексеевича. Наконец, Ивановский монастырь, после перенесения на Кулишки стал благочинным центром Ивановского сорока. От названия монастыря и происходит название сорока.

 

Упразднение Ивановского монастыря.

 

Наступил 1812 год. Господь готовил испытание всему русскому народу, в первопрестольной пострадали многие храмы и монастыри. В 1812 году Ивановский монастырь оказался в центре московского пожара, сильно пострадал, после пожара упразднен, и долгое время не восстанавливался; были восстановлены лишь древний собор и корпус келий по юго-западной границе участка.

В деле РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 1032. О возстановлении церквей, соборов и монастырей города Москвы после пожара 1812 года, Лист 158 об-159, говорится, что «…в Ивановском монастыре соборная церковь во имя Крестителя Господня Иоанна при ней приделы Святителя и Чудотворца Николая, церковь над святыми вратами Казанской Пресвятыя Богородицы целы. В ветхих сих церквах престолы жертвенники на них срачицы и святые антиминсы сохранены, иконостасы во всех церквах целы, так же и святые иконы, только ризы и прочие украшения сняты преизабильно. Церковная утварь самая лучшая сохранена, благодаря Игумении сего монастыря, Ельпидифоре, переправившей ризницу в Вологду; а другая часть ее была разграблена. Книг потребных к священнослужению, однако, не без урона. Похищено церковной утвари да суммы церковной ассигнациями на 500 рублей. Кельи все как монашествующих так и занимаемые священно-церковнослужителями вызжены». Ивановский монастырь решено было упразднить, а монастырскую Иоанно-Предтеченскую церковь обратить в приходскую.

В деле Московской Духовной Консистории о упразднении Ивановского, Георгиевского и Крестовоздвиженского монастырей 1813 года, ЦИАМ. Ф. 203. Оп.746. Д. 554., сообщается, что по указу Его Императорского Величества Святейший Синод Ноября 20 дня 1813 года слушал рапорт об упраздненных трех монастырях: мужском Крестовоздвиженском и женских Георгиевском и Ивановском.

Вначале упраздненный Ивановский монастырь думали передать «для помещения священно-церковнослужителей ружных церквей, также престарелых соборных и вдов с сиротами». Соборная Иоанно-Предтеченская церковь была обращена в приходскую «…с припискою приходов упраздненных церквей — Князевладимирской, Троицкой на Хохловке, Николоподкопаевской и Трехсвятительской на Кулишках».

В Ивановском монастыре в 1813 году еще находились игумения и 14 монахинь. Монахинь было предписано разместить на вакансии в другие женские монастыри, а игумении избрать себе келию в каком-либо женском монастыре.

В то же время обсуждалось доношение Московской Синодальной Типографской Конторы, в котором прописаны были прошения Типографских мастеровых о том, «…что они быв долговременно, а иные из них даже до старости и дряхлости при должностях своих, во время вторжения в Москву неприятеля лишились, к совершенному их бедствию, некоторые домов своих, а все вообще имущества, почему с семействами и малолетними детьми крайне нуждаются в одеянии себе, а не только в найме квартир. В продолжение летнего времени имели они жительство в квартирах, построенных для летнего только жития. При настоящем же зимнем времени не имеют свершено средств нанять по получаемому ими жалованью по нынешней дороговизне в съестных припасах, равно и по необыкновенной просимой цене за квартиры». В доношении также сообщалось, что некоторые из типографских служащих вынуждены жить с семействами прямо в типографии на Никольской улице «в тех же самых покоях, где и книгопечатание производится». Представлен был также отчет о количестве нуждающихся типографских служителей, где показано 79 нуждающихся в жилье семейств типографских работников. В итоге в зданиях монастыря (в бывших келиях и помещениях для священнослужителей) решено было поселить служителей ведомства Синодальной Типографии.

В том же деле имеется Рапорт от Февраля 1814 года в Московскую Духовную Консисторию Московского Вознесенского девичьего монастыря Игумении Трифены о том, что «…велено отвесть для жительства в оном монастыре бывшей Ивановского девичьего монастыря Игумении Ельпидифоре келью. Во исполнение онаго означенной игумении келья отведена, в которую она сего Февраля 9 дня из упраздненного Ивановского монастыря для жительства уже переместилась».

Игумения Ельпидифора не случайно избрала Вознесенский монастырь. В Ведомости о монашествующих и белицах Вознесенского монастыря за 1820 год ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 206. Д.830. показана бывшая игумения Ивановского монастыря, помещенная на покой в Вознесенский монастырь:

«Елпидифора, 51 г., купеческая дочь. Пострижена в оном Вознесенском монастыре в 1787 г. Обучена грамоте и писать. Прежде сего находилась в оном Вознесенском монастыре казначеею, а в 1784 г. произведена в Ивановский монастырь во игумению, по упразднении коего пребывание имеет в Вознесенском монастыре».

Остальные монахини Ивановского монастыря помещены были в разные монастыри: Казначея, монахиня Елизавета определена в Новодевичий монастырь, монахини: Иринарха, Лукия, Александра, Евгения — в Вознесенский монастырь, Агния — в Рождественский, Евпраксия и Паисия определены в Страстной, Евлампия, Порфирия, Анфиса, Маргарита — в Новодевичий. «Оные монахини помещены для жительства в новоотстроенных собственным коштом келиях». ЦИАМ. Ф. 203. Оп.746. Д. 554.

Церковь Ивановского монастыря была обращена в приходскую. В Ведомости о церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в бывом Ивановском монастыре с её причтом и приходом, состоящей в Москве в Ивановском сороке за 1816 год, ЦИАМ Ф. 203. Оп. 744. Д. 1670 (Ч. 1, 2), говорится, что «…оная церковь оставлена приходскою, при которой причту оставлено: священник, диакон, дьячок и пономарь». «…К сей в 1814 году приписана церковь Святителя Николая, что в Подкопаях». «…Над воротами оного монастыря находится церковь Казанской Божией Матери, упраздненная 1814 году и переведенная в теплую церковь».

 

Рис. 6. План Ивановского монастыря конца 1834 года. ЦАНТДМ. Ф. 1. Оп. 7. Ед. хр. 344. Д. 4. Изъяснение плана:

+ Церковь Иоанна Предтечи

ʘ Паперть

Ͽ Колокольня

♀ Галерея

♀ Часовня с палаткою

ʯ каменный 2-этажный жилой корпус

♀ Галерея

Ђ Ретирады

♂ Одноэтажные жилые

♀ Одноэтажные нежилые

٧ Деревянные нежилые одноэтажные

 

Обязанностью причта церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в бывом Ивановском монастыре было исправление священно- церковнослужения и христианских треб для живущих в монастыре типографских мастеровых. После 1814 года в монастыре для проживания типографских мастеровых по указу Синода был выстроен корпус; тем же указом было предписано построить для и причта новые покои. Причетникам были отведены «обгорелые монастырские противу олтаря кельи» «в ограде монастырской с полуденной стороны, отдельно от бывших монастырских келий, у въезжих задних ворот», «отремонтированные по возможности собственным своим коштом».

 

Рис. 7. Вид Москвы от Ивановского монастыря. 1850-е годы. Акварель Д. Карташева. (ГИМ ИЗО).

 

Возрождение Ивановского монастыря

 

В деле Московской Духовной Консистории ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 340. Д. 1. 1856-1872 гг. содержатся документы, отражающие хронику восстановления упраздненного Ивановского монастыря. Дело начато в 1856 году по прошению Подполковницы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой (урожденной Мазуриной) на имя Его Высокопреосвященства и Комиссии Духовных Училищ члена Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского и Коломенского.

 

Рис. 8. Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский. Художник Н. Д. Шпревич. 1861 год. (ЦАК МДА)

 

В своем прошении Е. А. Макарова-Зубачева сообщала о желании устроить своим иждивением в г. Москве женский общежительный монастырь для 25 монахинь и 25 послушниц, в числе коих должны быть должностные лица: Игумения, Казначея и Ризничая. Для отправления богослужений планировалось назначить двух священников и диакона. Со временем благотворительница планировала устроить при монастыре школу и больницу с церковью и келиями для 6-ти престарелых монахинь. В заключение Елизавета Алексеевна просила разрешения воплотить все изложенное на территории и в зданиях упраздненного в 1813 году Ивановского монастыря.

В другом отношении Елизавета Алексеевна сообщала о суммах, планируемых ею для отпуска на постройку необходимых зданий, содержание сестер, игумении, казначеи, ризничей, причта, на освещение, отопление, привоз воды и другие нужды.

Благотворительница озаботилась также и доходами будущей обители. В своем письме к Митрополиту Филарету она сообщает о намерении покупки ею доходного дома для Ивановского монастыря.

 

Рис. 9. Отношение Е.А. Макаровой-Зубачевой в Московскую Духовную Консисторию от 31 Мая 1856 года о покупке каменного дома для нужд Ивановского монастыря, с автографом ее. ЦИАМ. Ф, 203. Оп. 304. Д. 1.

 

В 1857 году здоровье благотворительницы пошатнулось, и она решила составить завещание. В деле ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 59. Л. 2-81. сохранилось духовное завещание 1857 года вдовы Подполковницы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой, в котором она выражала последнюю волю в следующих своих распоряжениях: «…1) после смерти моей оставшееся благоприобретенное недвижимое имение мое все без изъятия, где бы и в чем бы оное не оказалось, прошу продать и вырученные за оное деньги употребить на устройство, по предположению возобновить упраздненный в 1813 году женский Ивановский монастырь, находящийся в Москве в Ивановском сороке; 2) Все движимое мое имущество без изъятия в чем бы оное не заключалось, например в бриллиантах, жемчуге, золоте, серебре, лошадях, мебели, экипажах и прочем, продать; по закладным и заемным письмам деньги взыскивать и сколько таковых взыщется, то употребить также на устройство вышепомянутого Ивановского монастыря в пополнение суммы, означенной в прошении поданном Московскому Митрополиту, также употребить из оной в прошении назначенной суммы и на покупку буде понадобится дома для типографских людей взамен корпусов, принадлежащих Ивановскому монастырю; 3) В случае не разрешения же Святейшим Синодом возобновления Ивановского монастыря, то предназначенную в помянутом прошении сумму употребить на устройство Богадельни; 4) Если же останутся деньги, то распределить их следующим  образом: а) употребить часть на содержание больных в какой-либо больнице; б) выдавать бедных девиц в замужество два раза в год, давая им денежное вспомоществование в приданое. …7) По всем пунктам этого духовного завещания для исполнения воли моей назначаю душеприкащицею родственницу мою, Почетную Гражданку Марию Александровну Мазурину и все предоставляю на ее усмотрение и распоряжение и во всем назначаю полною распорядительницею, как над постройкою и возобновлением Ивановского монастыря, покупкою дома буде понадобится для типографских людей взамен корпусов, принадлежащих Ивановскому монастырю… 8) Это завещание силу и действие должно воспринять по кончине моей, а до того оно должно храниться до самой смерти моей в Московской Опекунском Совете; 9) Капитал по билетам Сохранной казны именными и неизвестными предоставляю право получить ей же душеприкащице Мазуриной во всякое время. Сие духовное завещание учинено мною по собственной воле и подписано собственною моею рукою в полном уме и твердой памяти, вдова подполковника Елизавета Алексеева Макарова-Зубачева. Москва, Декабря 31 дня 1857 года…».

Капитал в процентных билетах и суммы от продажи драгоценностей и недвижимости, пожертвованные Елизаветой Макаровой-Зубачевой на восстановление монастыря, составил 614731 рубль.

 

Рис. 10. Отношение на имя Его Высокопреосвященства, Митрополита Филарета Почетной Гражданки Марии Мазуриной, с автографом ее. ЦИАМ. Ф, 203. Оп. 304. Д. 1.

 

Смерть Елизаветы Макаровой-Зубачевой последовала 31 марта 1858 года; она была похоронена на Ваганьковском кладбище. Погребение совершал Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Ее родственницей и душеприказчицей, московской купчихой Марией Александровной Мазурниой было продолжено задуманное дело восстановления Ивановского монастыря. Она продолжила переписку с Митрополитом о возобновлении монастыря и намерении покупки дома в Яузской части для помещения рабочих типографии, занимающих монастырский корпус.

М. Мазурина просила Митрополита Филарета лично патронировать монастырскую школу для «24 девиц, самобеднейших детей священно-служительских, исключительно круглых сирот, не моложе 10-ти лет, по назначению Вашего Высокопреосвященства. Девицы сии должны быть обучаемы здесь … так, чтобы по окончании учения могли оне быть помещаемы в семейства духовнаго звания в наставницы детей, или выдаваемы в замужество; чтоб по окончании курса каждой из них  выдавалось не менее 200 рублей серебром. До приискания же ими места или до выхода в замужество, оставлять их жить в монастыре при училище, в особом покое; где они должны содержать себя пищею и одеждою своими собственными трудами...». ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 1.

Монастырская больница на 15 кроватей должна была обслуживать не только ивановских сестер и воспитанниц монастырской школы, но могла принимать бесплатно монахинь из других московских обителей. При больнице собирались устроить церковь во имя патрональной святой Е.А.Макаровой-Зубачевой, преподобной Елизаветы Чудотворицы (память 24 апреля).

М. Мазурина представила Митрополиту Филарету проект восстановления монастыря, выполненный архитектором Михаилом Доримедо́нтовичем Быковским.

Решение о восстановлении упраздненного Ивановского монастыря последовало в 1859 году. В деле РГИА. Ф. 796. Оп. 140. Д. 1109. Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода 1859 года об утверждении проекта на переустройство зданий, упраздненного в 1813 году Ивановского женского монастыря в Москве сообщается, «что Государь Император соизволил проект этот утвердить». В то же время встал вопрос о целесообразности частичной разборки стен Ивановской монастырской церкви, которую «…предназначено при перестройке разобрать и только некоторую часть оных оставить для столбов». Главное Управление Путей Сообщения и Публичных зданий нашло необходимым и более полезным «…существующие стены, для обезпечения совершенной устойчивости нового храма разобрать сполна, дабы при разномерной осадке новых стен от старых частей здания, представляющих сравнительно с обширностию новой постройки, весьма незначительную часть, не произошло какого-либо повреждения». Стены старой церкви решено было разобрать полностью.

 

Рис. 11. Уникальная фотография древнего собора Ивановского монастыря. 1860 год.

 

В деле ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 340. Д. 1. есть просьба М. Мазуриной о разрешении планировки земли для восстановления упраздненного Ивановского монастыря 1859 года. В нем же содержится купчая 1861 года от Потомственного дворянина Отставного Губернского секретаря Петра Шиловского на купленный у него дом «…для восстанавливаемого Ивановского монастыря душеприказчицею потомственною почетною гражданкою М. А. Мазуриною по духовному завещанию покойной подполковницы Е. А. Макаровой-Зубачевой, на оставленный ей Зубачевою капитал для восстановления означенного монастыря…». Дом располагался во 2-м квартале Мясницкой части, в приходе церкви Введения на Лубянке. Он состоял из трех двухэтажных корпусов и стоил 290 тысяч рублей. В межах дом состоял: по правую сторону с домом Макарьевского подворья, по левую – домом почетных граждан Ермаковых. Доход от сдачи внаем этого дома предназначался на содержание монастыря.

В деле также содержится прошение Мазуриной на имя Преосвященнейшего Епископа Дмитровского Леонида о возвращении ризницы монастыря, находившейся на хранении в Киро-Иоанновском на Солянке храме.

 

Ансамбль Ивановского монастыря*

 

Ансамбль Ивановского монастыря по проекту архитектора Михаила Быковского принадлежит к числу самых знаменитых его работ. Монастырь расположен в районе, «богатом» произведениями зодчего – с юга от Ивановской горки проходит Солянка с Опекунским советом Воспитательного дома, с северо-запада, через Старосадский и Хохловский переулки, Ивановская горка соединялась с Покровкой, на которой Быковский реконструировал храм Троицы «на Грязех». В начале 20 века в районе Солянке и Покровки была возведена многоэтажная доходная застройка, исказившая облик района. До этого Ивановский монастырь буквально «парил», венчая один из главных холмов средневековой Москвы – Ивановскую горку.

 

Рис. 12. Портрет архитектора М. Д. Быковского. 1851 год. Художник М. Скотти.

 

Само возникновение Ивановского монастыря представляет огромный исторический интерес, поскольку он возник в составе древнейшей территории Москвы, вблизи от её главного исторического центра. В стратегическом отношении это было очень важное место: здесь пересекались дороги на старейшие центры Руси – на Ростов (Лубянка – Сретенка – Ярославское шоссе (впоследствии Троицкий путь, дорога в Троице-Сергиеву Лавру)) и на Суздаль (Маросейка – Покровка – Старая Басманная – Стромынка – Щёлковское шоссе).

Предполагают, что инициатором привлечения М. Д. Быковского к реконструкции Ивановского монастыря был митрополит Филарет (Дроздов). К концу 1850-х годов, когда М. Д. Быковский приступил к возрождению Ивановского монастыря, окружающая его территория была плотно застроена (исторически территорию от Ивановского монастыря до Солянки занимал Соляной двор, по которому трасса от Кулишек до реки Яузы получили своё наименование). В итоге архитектор столкнулся с достаточно сложной задачей реализации сложного архитектурного комплекса на достаточно небольшой площади.

Территория Ивановского монастыря имеет форму, близкую к овалу, вытянутому в направлении северо-запад – юго-восток, при этом находившийся в центре участка храм XVI века, к 1850-му году сильно переделанный и обветшалый, был ориентирован с юго-запада на северо-восток. Основные постройки монастыря были сосредоточены вдоль юго-западной границы – вдоль крутого склона в сторону Старосадского переулка в овраге (в древности бывшего границей Старых государевых садов и митрополичьих владений). По-видимому, такое размещение было связано с тем, что вплоть до XIX века Ивановский монастырь на высокой горе мог использоваться как крепость, и укреплению комплекса со стороны подъёма придавали особое фортификационное значение.

 

Рис. 13. Вид Иоанно-Предтеченского монастыря с колокольни храма св. кн. Владимира в Старых Садех. 2004 год.

 

Обследовавший старый собор Ивановского монастыря М. Д. Быковский первоначально предполагал включить его части в новое здание собора (как это было им сделано в Воскресенском храме Покровского монастыря), но в результате архитектор пришёл к выводу о необходимости полной перестройки здания. Одной из причин этого стало ведение строительства нового комплекса Ивановского монастыря на вершине горы, геологическая система которой, к середине XIX столетия оказалась нарушена, что потребовало проведения дополнительного усиления фундаментов, результатом которого стало устройство под собором Ивановского монастыря системы подвалов с повышенной толщиной стен и дополнительных связок в виде коробовых сводов с распалубками; центральное помещение подвала получило дополнительный опорный столп.

При разработке общей планировки обновлённого Ивановского монастыря Быковский отталкивался от исторической планировки комплекса, которую модернизировал и отчасти переосмыслил в соответствии с некоторыми особенностями заказа. Так, согласно воле заказчицы строительства Макаровой-Зубачевой, исполнительница её воли душеприказчица Мазурина должна была принять постриг в возрождаемой обители, и для неё в северо-восточной части монастыря, рядом с Больничным корпусом и храмом в честь св. Елизаветы – матери Иоанна Предтечи – был выстроен своеобразный «внутренний скит».

 

Рис. 14. Северо-западный портал Ивановского монастыря по проекту М. Д. Быковского. 1859 год.

 

Северо-восточную часть монастыря (в сторону Малого Ивановского переулка) занял Больничный корпус. Западный угол – кельи и монастырская трапезная (эта часть монастыря в настоящее время искажена выстройкой 1930-х годов). Общее композиционное развитие ансамбля Ивановского монастыря было переориентировано М. Д. Быковским, в направлении северо-запад – юго-восток при том, что алтарь нового собора, как и древнего собора, был обращён на северо-восток – в сторону больничного корпуса.

Жилые и служебные постройки Ивановского монастыря образовали почти непрерывное кольцо зданий вокруг расположенного в центре территории нового, квадратного в плане собора. Необходимо отметить мастерство Быковского, который сумел достичь необычайного многообразия соотношения отдельных частей комплекса при восприятии с различных точек зрения – от Старосадского, Малого Ивановского и Хохловского переулков. Так что Ивановский монастырь имеет «парадный подъезд» со стороны Старосадского переулка, но не имеет «задней части» в обычном понимании этого выражения, в том отношении, что комплекс монастыря со стороны Малого Ивановского переулка, включая храм в честь Елизаветы Чудотворицы и больничный корпус, также решен очень выразительно.

 

Рис. 15. Монастырский дворик (атриум) по проекту М. Д. Быковского. 1859 год.

 

Перед каждым фасадом собора были устроены атриумы – монастырские дворы: главный – с северо-запада (застроен в 1930 годы); обращенный в сторону трапезной – с юго-запада; самый свободный – с юга-востока (юго-восточный угол Ивановского монастыря заняли постройки служителей причта); и еще один – перед больничным корпусом с северо-востока.

Главный вход в монастырь устроили с северо-запада, со стороны Старосадского переулка, напротив храма св. Владимира в Старых садах, расположенного, как считают, по соседству с местом великокняжеской усадьбы XV века. Рядом со Святыми воротами монастыря архитектор расположил Часовню во имя св. Иоанна Предтечи (северная часть территории монастыря), которую окружил ещё одним двориком, переходящим в двор перед больничным корпусом.

 

Рис. 16. Интерьер главного собора Иоанно-Предтеченского монастыря. 2009 год.

 

Обновлённый Ивановский монастырь – это, прежде всего, симфония арок. Многие из этих композиционных решений и деталей уже были опробованы М. Д. Быковским в других произведениях, но в таком разнообразии, как в Ивановском монастыре, в творчестве Быковского это стилистическое многообразие не встречается больше нигде.

Для получения полноты впечатления от Ивановского монастыря, его осмотр лучше начинать со стороны малого Ивановского переулка, со стороны Больничного корпуса и храма св. Елизаветы. При подъёме по переулку, за глухой стеной монастыря неожиданно возникает корпус, который по торцам оформляет полукруглая апсида и прорисованный в деталях небольшой ризалит, выделенный фронтоном, опирающимся на гладкие тосканские пилястры. Ризалит прорезают четыре арочных окна, так что в центре этой самостоятельной части фасада Больничного корпуса оказывается опять-таки не выделенная, но намеченная опора. Мотив арок многократно повторяется в качестве арочного фриза – на самом ризалите под фронтоном, и на сгибе стены с севера на запад – в сторону часовни Иоанна Предтечи и к главному входу в монастырь.

 

Рис. 17. Интерьер больничной церкви прп. Елизаветы Чудотворицы. Начало ХХ века.

 

Совершенно необычно решение комплекса Святых ворот, причём «входной комплекс», по-видимому, на небольшом промежутке времени несколько раз был изменён в деталях при сохранении общего решения. Святые ворота монастыря – это грандиозный ренессансный портал, стена с проходом, который оформляют две звонницы.

Центр стены Ивановского монастыря между двумя башнями выделен собственно порталом под широким фронтоном, который обрамляет широкую проездную арку. По бокам портала, на уровне арки, расположены по два медальона с четырёхлистниками. Известен проект входной зоны Ивановского монастыря, в которой медальоны образовывали горизонтальный фриз между горизонтальными тягами (в осуществлённом варианте этот фриз скорее угадывается), а над фризом должны были располагаться ниши со статуями. Согласно этому же проекту, над стеной между башнями должен был находиться сквозной арочный аттик – этот элемент также применён М. Д. Быковским в храме Троицы «на Грязех» на соседней Покровке, реконструкцию которого архитектор проводил с 1856 года, почти одновременно с реконструкцией Ивановского монастыря. В осуществлённом варианте Ивановского монастыря сквозной арочный аттик перешел на фасад собора.

 

Рис. 18. Интерьер главного собора Иоанно-Предтеченского монастыря. 2009 год.

 

Квадратные в плане башни-звонницы чётко делятся по вертикали на три уровня, при этом нижний и средний ярусы объединяют угловые лопатки, так что башни и отрез стены с порталом между ними превращаются в блестящую архитектурную композицию на тему соотношения горизонтальных и вертикальных направлений. Нижний и средний ярусы башен разделяет наложенный арочный фриз (как на фасаде Больничного корпуса и на сгибе крепостной стены), нижний ярус башен «глухой», средний включает арочное окно. Третий ярус башен-звонниц увенчан высокими шатрами с крупными арочными проёмами, арочный фриз в завершении второго яруса превращается в систему консолей для ограждения площадок звонниц.

В творчестве М. Д. Быковского башни Ивановского монастыря отчасти напоминают колокольню Страстного монастыря – но с заметными коррективами. Во-первых, колокольню Страстного монастыря завершал восьмигранный ярус звона, во-вторых, в башнях Ивановского монастыря архитектор виртуозно, последовательно скомбинировал соотношение вертикального и горизонтально направлений – в комплексе Святых ворот Страстного монастыря он контрастно сталкивал эти направления в вертикальном взлёте колокольни и горизонтальной протяжённости боковых корпусов.

 

Рис. 19. Интерьер главного собора Иоанно-Предтеченского монастыря. Конец XIX века.

 

Очень интересно Быковский проработал объём собора Ивановского монастыря, найдя оригинальное соотношение конструктивного решения грандиозного здания собора и его художественного оформления, художественного выражения конструкции. В этом отношении собор Ивановского монастыря представляет собой пример высочайшего архитектурного синтеза.

Собор монастыря – это пирамидальный объем, на котором расположен в центре восьмигранный барабан. Грани барабана включают двойные окна. Пирамидальная форма объема собора Ивановского монастыря достигается за счет понижения угловых частей с двускатным покрытием по диагонали, при этом, на фасадах пониженные части выделены пилястрами и образуют своеобразные одноосевые пилоны – аналоги башен по бока главного входа в монастырь (только не повышенные, а пониженные). Сходство с башнями усиливает использование арочного консольного фриза, переходящего в вынесенный карниз.

 

Рис. 20. Купол главного собора Иоанно-Предтеченского монастыря с отреставрированной живописью. 2009 год.

 

Центральные части фасадов собора Ивановского монастыря включают излюбленные М. Д. Быковским тройные арочные окна и завершены арочными сквозными аттиками (перешедшими с отрезка стены с порталом Святых ворот между звонницами) в обрамлении высоких пирамид, перекликающихся с шатровыми завершениями звонниц. Внутреннюю систему опор восьмигранного барабана составляют четыре крестовых в плане пилона, поддерживающие грандиозные подпружные арки, отделяющие центральную часть от боковых галерей, которые соединяют внутреннее пространство собора и расположенные перед его фасадами внутримонастырские атриумы.

Галереи внутри собора, вокруг его центральной части, перекрыты коробовыми сводами. С юго-западной стороны, напротив одноярусной «византийской» алтарной преграды, архитектор устроил тройную аркаду с опорой арок на колонны из цветного мрамора с резными капителями (византийско-романский вариант композитного ордера).

 

Рис. 21. Вид Иоанно-Предтеченского монастыря от храма св. кн. Владимира в Старых Садех. 2007 год.

 

Развитием ренессансных мотивов «флорентийского» восьмигранного барабана собора Ивановского монастыря становятся два связанных между собой двора в северо-восточной части монастыря – входной дворик почти напротив храма св. Владимира в Старых садах, вокруг общедоступной часовни в честь Иоанна Предтечи, и следующий за ним дворик перед больничным корпусом (за алтарём собора). Пространство дворика перед больничным корпусом оформляют две сквозные аркады из двойных арок, повторяющих форму окон барабана. Свободно повторяя мотивы аркад, архитектор достигает единства не только частей монастыря, но, через зону общедоступной часовни в честь Иоанна Предтечи, им достигается взаимосвязь монастырского ансамбля и обращённой к нему городской застройки.

***

Работы по восстановлению Ивановского монастыря были практически окончены к 1877 году. Однако последовали события, помешавшие открытию обители. Началась Русско-турецкая война 1877-1878 годов. Городские власти обратились к М. Мазуриной с просьбой предоставить уже отделанные корпуса под госпиталь, который и открылся 7 июня 1877 года. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре. Всего, по данным Городской Думы, здесь побывало 150 человек.

21 октября 1878 года Мазурина, силами которой был возрожден Ивановский монастырь, умерла, так и не дожив до открытия обители.

 

Рис. 22. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский.

 

Освящение главного престола во имя Усекновения Главы Святого Иоанна Предтечи Высокопреосвященнейшим Макарием, Митрополитом Московским состоялось 19 Октября 1879 года. «…Боковые приделы: правый во имя Пресвятыя Богородицы, в память явления всечестные иконы Ея Казанския; и левый во имя святителя и Чудотворца Николая, освящены 21 Октября того же года: первый из них Преосвященнейшим Амворсием, Епископом Дмитровским, а последний Преосвященнейшим Алексием, Епископом Можайским…». «…Устроенная при больничном монастырском корпусе церковь во имя прп. Елисаветы Чудотворицы освящена в 1879 году Сентября 4 дня…». ЦИАМ. Ф. 203. оп. 766. Д. 694. Л. 1-9 об.

 

Рис. 23. Икона прп. Елизаветы Чудотворицы. Святая покровительница Е. А. Макаровой Зубачевой.

По восстановлении и открытии монастыря в 1879 году была учреждена на монастырские средства в здании, внутри монастыря больница для монашествующих и послушниц женских монастырей в том же 1879 году. В ведомости о больнице, состоящей при Ивановском монастыре за 1881-1908 годы содержатся краткие сведения о ней. В ведомости показано название заведения: «Больница и при ней лечебница на 10 кроватей», местонахождение – «В самом монастыре на Солянке, в монастырских кельях», состоящие в ведении и полном распоряжении монастыря, созданные 1880 году. «Учреждения служат исключительно для сестер сего Ивановского монастыря т. к. по правилам общежития монастырь обязан доставлять своим сестрам полное и даровое во всем обеспечение. Помощь подается во всяких родах болезней сестер». «Лечебницу средним числом по числу дней с 1880 по 1883 год посещало сестер 456». В ведомости содержится подробная сводка о выздоровевших и умерших, отчет о затраченных средствах на содержание больных и покупку медикаментов. (Медикаменты для больницы монастырь ежегодно закупал в аптеке Феррейн, находившейся на Никольской улице. ЦИАМ. Ф. 1179.Оп. 1. Д. 123.). «…При больнице докторов нет, а в лечении больных подает советы сестрам, приходящий в лечебницу доктор по найму от монастыря. Штат служащих при больнице из сестер монастыря — 6». ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 241.

 

Рис. 24. Преподобный Пимен Угрешский (Мясников).

 

После смерти душеприказчицы Мазуриной была создана Комиссия по устройству бывшего Московского Ивановского женского монастыря для восстановления его в самостоятельный, которую возглавил архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен (Мясников). В состав Комиссии вошли Никитский в Басманной Протоиерей Платон Капустин, Николо-Заяицкий Протоиерей Михаил Никольский, Покровский в Красном Селе Священник Михаил Ильинский и Предтечевский в Ивановском монастыре Священник Алексей Остроглазов.

Денег после кончины Мазуриной не осталось. Для продолжения работ по восстановлению монастыря с разрешения Святейшего Синода Комиссии было разрешено прибегнуть к займу 100 тысяч рублей в Московском городском кредитном обществе, для чего пришлось заложить монастырский доходный дом на улице Лубянке, купленный Мазуриной – единственный источник монастырского дохода.

По причине недостатка средств задуманное Митрополитом Филаретом и Елизаветой Макаровой-Зубачевой дело об открытии школы в стенах Ивановского монастыря не было осуществлено. «…В 1880 году Московское Епархиальное Начальство представляло Святейшему Синоду, что Ивановский монастырь, вследствие больших затрат на его восстановление, вошел в долги и в течение некоторого времени не в силах выполнить обязательство относительно открытия училища, так как обязан вносить в кредитное учреждение, в течение 25 лет, начиная с 1879 года ежегодно по 6000 рублей на погашение долга. Почему ходатайствует об освобождении Ивановского монастыря от исполнения прописанного обязательства и просит, разрешить обители вместо открытия училища, учредить на свои средства при Филаретовском Епархиальном женском училище нескольких стипендий имени Ивановского монастыря на первое время не менее четырех с обязательством постепенно увеличивать число стипендий до 24-х, то есть до числа учениц, предположенного к содержанию в училище». ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 59. Л. 2-81.

Монастырская школа была открыта позднее, при церкви на хуторе Чернецово, принадлежащем Московскому Ивановскому общежительному монастырю. В ведомости о церковно-приходской школе Ивановского монастыря 1899-1908 гг. содержатся очень интересные сведения о работе монастырской школы: «…В 1891 году монастырь получил в надел от казны участок земли в 107 десятин; среди леса расчищена площадь, выстроен храм и освящен во имя прп. Сергия Радонежского Чудотворца. (Крупную сумму на постройку деревянного храма в Чернецове, загородном владении Ивановского монастыря пожертвовала постриженица Ивановского монастыря м. Леонида (Озерова), впоследствии Игумения московского Новодевичьего монастыря. ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 214. Л. 2-3.

Для постоянно проживающих на хуторе сестер, занимавшихся обработкой огорода, и приезжающих на время покоса и уборки сена было вытроено помещение с трапезой, «в которой должны совершаться молитвословия по чину пустынному». ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 675. Д. 99.

В другом, выстроенном около храма здании была открыта 5 октября 1895 года школа. Здание школы построено на монастырской земле, обращено фасадом на запад на большую открытую лужайку, где находится церковь и корпуса монастырских помещений. Здание школы деревянное и состоит из нескольких отдельных комнат, расположенных по обе стороны вдоль длинного коридора. В здании школы имеется классная комната, рукодельная, спальня для живущих при школах девочек, из которых 5 – Елисаветинского приюта, их столовая, две комнаты для учительниц, две комнаты для живущих при школе монастырских послушниц, затем просторные сени и кухня с плитою в которой приходящие из деревень дети обедают и обсушиваются в сырую погоду.

Заведующими школою и попечительницами, со дня открытия ее состоят Игумении монастыря.

…В школе обучается одна девочка из ближайших селений и воспитанница монастыря. Среднее число учащихся 25 девочек. Наибольшее число достигало 29-ти девочек, наименьшее – 18-ти.

Учение в школе начинается всегда молебном 1 сентября. Ежедневные занятия начинаются в 9 часов утра и заканчиваются в 3 часа. Порядок занятий ведется по распределению, изданному Св. Синодом. При школе имеется библиотека для внеклассного чтения. В состав ее входят книги преимущественно духовного содержания, есть и исторические и из народного быта.

Наглядные пособия учащихся состоят из картин священной истории, географических карт: Палестины, Российской Империи и всех частей света, глобуса, кубического ящика и торговых счет.

Живущие при школе монастырские воспитанницы числом 12 пользуются полным монастырским содержанием.

Приходящие же дети ночуют в школе в дождливую погоду, сильные морозы, также после всенощной, а в весеннюю растопель живут в школе во все время, пока она продолжается. Все они без исключения получают от монастыря ежедневно обед, а когда и чай. Получают белье, чулки, обувь, платья, платки, теплую одежду и теплую обувь, сумки для книг, книги и прочие учебные пособия.

Иногда святками для детей в школе устраивается елка, теперь же елка заменена праздничным угощением детей с пением гимнов, религиозных стихотворений и детских песен. Экскурсий не бывает, но паломничество совершается ежегодно в Москву в Ивановской монастырь на праздник Рождества Иоанна Предтечи 24 июня всеми живущими воспитанницами и учащими, а иногда и в Троице-Сергиеву Лавру. Учение в школе оканчивается  экзаменом большею частью в первой половине мая.

Обучение ремеслам в школе не ведется, обучаются же дети рукоделию, приспособленному для крестьянского быта: вязанию чулок, шитью белья и платьев, вязанию крючком и вышиванию крестом.

Школа содержится исключительно на монастырские средства. Весь расход: постройка, ремонт, отопление, освещение, классные принадлежности, учебные пособия, полное содержание живущих воспитанниц и находящихся при них монастырских послушниц, полное содержание учительниц производится от монастыря...

За все время существования школы окончили полный курс ея 46 девочек. Четыре из них поступили в число послушниц Ивановского монастыря; две поступили в средние учебные заведения, одна в гимназию и одна в Епархиальное училище. Многие по достижении возраста вышли замуж, прочие же остаются при родителях и занимаются крестьянскими работами, только некоторые из них, очень немногие, поступили в услужение. В общественных беспорядках никто из учениц не участвовал.

Все девочки местного населения обучаются в поименованной церковно-приходской школе, не смотря на отдаленность некоторых селений, и на близость к ним земской школы. Учебно-воспитательная часть церковной школы ценится ими более чем земской, поэтому отношение к ней местного населения благоприятное». ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1.Д. 242.

 

Рис. 25. План Ваганьковского кладбища. ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 45.

 

По разрешению Митрополита Макария Ивановский монастырь приобрел места для погребения сестер монастыря, всего 100 могил, отведенные 12 сентября 1880 года на Ваганьковском кладбище в составе участка 3 разряда, расположенном неподалеку от кладбищенской церкви. ЦИАМ. 1179. Оп. 1. Д. 45. В том же году Игуменией Ивановского монастыря Рафаилой было усмотрено, что могила благодетельницы монастыря Подполковницы Елисаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой на Ваганьковском кладбище находится в небрежении и свершенной запущенности. В своем прошении на имя Высокопреосвященнейшего Макария, Митрополита Московского и Коломенского Игумения Рафаила писала: «…Вверенная мне Ивановская обитель, облагодетельствованная Елисаветою Алексеевною, по милости коей она имеет свое существование, по истине первая должна иметь непрестанные молитвы о упокоении души ея и заботу о приличном содержании могилы покойной и считаю своею обязанностью своею обязанностью уделить из своих, хотя и ограниченных, в настоящее время, средств некоторую сумму на содержание недорогого памятника на могиле покойной…». Резолюция 19 Июля 1880 года: «Разрешается». ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 42. Л. 10-57об.

 

К началу XX столетия Ивановский монастырь превратился в процветающую общежительную обитель, которая за короткий срок обрела собственную традицию. Из стен монастыря вышли игумении многих монастырей Московской епархии, и не только.

В монастыре пребывали древние и почитаемые святыни, представленные в описях и ведомостях: «…древняя икона Св. Иоанна Предтечи (древнего греческого письма, мерою 2 аршина 3 вершка вышины и 1 аршин 4 вершка ширины, в ризе серебряной 84 пробы, кованной позлащенной, с таким же двумя венцами, осыпанными хрусталем, весу в серебре с украшением 19 фунтов 14 золотников), поставлена в настоящем соборном храме; часть Св. мощей Его и часть Животворящего древа креста Господня и Св. мощей других Святых. Древние иконы Божией Матери «Казанская», «Смоленская», «Неопалимая Купина». На левой стороне собора к западу, поверх земли покоятся мощи подвижницы Ивановского монастыря Блаженной Схимонахини Марфы, под белым мраморным надгробием с следующей надписью: «Лета 7146 (1638) марта в 1 день на память Св. Преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях Схимонахиня Марфа юродивая». Память её благоговейно чтится с древних времен, при гробе Ея совершаются пения панихид. ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. ДД. 62, 245.

 

Рис. 26. Гробница святой блаженной схимонахини Марфы. 1926 год.

 

В главном алтаре его над жертвенником помещена в черной деревянной раме за стеклом напрестольная Плащаница (в 1827 году вновь исправленная), принадлежавшая бывшему Ивановскому монастырю, с вышитою под нею надписью, в которой сказано, что она есть «вклад ко Предтечи в Иванове девичь монастыре», сделанный при Царе и Великом князе Михаиле Федоровиче». ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 664. Д. 18. В больничном храме, часть Св. мощей Великомученицы Варвары»

 

В ведомости 1904 года приведен краткий распорядок монастырской жизни насельниц: «…Пение в монастыре наблюдается строго церковное, стройное и благоговейное, приличное Богослужению монастырскому. Сестры обучаются пению под руководством бывшего регента Синодального хора Н. И. Соколова, некоторые из них, более сведущие и способные, управляют хором в храме. (В 1880 году учителем пения в монастыре служил псаломщик Алексей Мечёв, впоследствии святой праведный Алексий Московский. ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 119.).

В монастыре в дни будничные утреня начинается в 3 ½ часа утра, ранняя литургия, если бывает, тот час по окончании утрени. Литургия поздняя в 9 ½ часов утра, исключая вторник и четверг, когда начало её в 9 часов, по случаю бывающих в эти дни, по окончании литургии молебнов с пением акафистов Св. Иоанну Предтечи во вторник, в четверг же Св. Николаю. Затем вечерня с повечерием и правилом в 4 часа.

Монахини и послушницы к Богослужению церковному являются  своевременно и неопустительно стоят за оным благоговейно. Во все четыре поста все приступают к таинствам Покаяния и Причащения Св. Христовых Тайн.

В помощь настоятельницы имеется благочинная, коими келии монахинь и послушниц посещаются ежедневно. От них сестры всегда слышат слово назидания. В свободное же Богослужения и послушаний время, все занимаются чтением душеполезных книг.

Трапеза начинается и оканчивается молитвословием, по уставу сопровождаемая пением житий Святых или Святоотеческих поучений, бывает всегда при общем собрании монахинь и послушниц.

По штату положено послушниц 25, монахинь 25; на лицо состоит монахинь 33 и послушниц 32, проживающих же на испытании 202 послушницы». ЦИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Д. 245.

 

Рис. 27. План Ивановского монастыря конца XIX века.

 

 В XX веке на владении монастыря, состоящего Мясницкой части 3 участка под № нов.349/стар.423, расположенного по большому и Малому Ивановским переулкам, кроме здания собора располагались семь зданий разного назначения. В описи владения Московской Городской Управы показано количество земли во владении по купчей крепости – 3178 кв. саж. Все постройки внутри монастырской ограды и помещения в них оценке не подлежали на основании Инструкции 11 ст. 7 пунк., как не приносившие дохода. На владении показаны следующие строения:

1)      Внутри монастырской ограды главный храм или Соборная каменная церковь во имя св. Предтечи и Крестителя Иоанна, с приделами: 1) Явления Казанской иконы Богородицы и 2) свт. Николая Чудотворца.

2)      В ограде же каменный 2-этажный корпус занятый монастырской больницей и келиями монахинь, при нем церковь во имя Праведницы Елизаветы.

3)      По Большому Ивановскому переулку каменное 1-этажное строение с часовней, занято Просфорнею.

4)      В ограде, направо каменный 2-этажный дом с подвалом, занятый келиями монахинь, трапезной, кухней, погребами и подвалом.

5)      По Малому Ивановскому переулку каменный 2-этажный дом, занимаемый священнослужителями.

6)      В ограде каменное 1-этажное строение с надстройками для сушилен, занятое монастырскими прачечными, баней и погребами для священно- церковнослужителей.

7)      В ограде же деревянное 1-этажное жилое строение, облицованное кирпичом, с подвальным помещением и пристройкою для кухни, занято келиями игумении.

8)      В ограде же монастырская сторожка и каменное 1-этажное строение.

9)      Каменная галерея для крытого сообщения келий с Церковью.

Две каменные колокольни, выходящие на Большой Ивановский переулок. ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 62. Д. 6421.

 

Закрытый в 1920-е годы Ивановский монастырь был возобновлён в 2002-м году как ставропигиальный. Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД, застройка монастыря сильно искажена, хотя основные части ансамбля, созданного в 1859-1875 годах под руководством М.Д. Быковского счастливо сохранились. В монастыре проходит комплексная реставрация, возвращающая памятнику исторический облик. В подмосковном селе Остров в бывшей дворянской усадьбе строится монастырская богадельня.

 

Рис. 28. Святыня монастыря – икона святого Иоанна Предтечи, находящаяся в монастырской часовне.

 

При возрождении в Ивановский монастырь вернули часть святынь, в частности, древний образ святого Иоанна Предтечи. Сохранились также иконы из иконостаса храма: часть — в Русском музее, часть — в запасниках Сергиево-Посадского государственного музея-заповедника, ещё часть – в Королевской галерее в Стокгольме. Известные иконы находятся в разной степени сохранности, некоторые из них записаны образами XVIII века и нуждаются в раскрытии.

 

 


 

* Использована глава из книги Архитектурное наследие М. Д. Быковского в Москве. М. 2011. С. 271-279.

 

 

 

 

 

 

   

 

Редактор: Мусорина Е.

Оформление: Мусорина Ю.

дизайн Мусорина Ю. 2009

e_mail: musorina@list.ru

Сайт управляется системой uCoz